Древнейшему флакону, найденному человечеством, 4000 лет. Он обнаружен на острове Крит, а его композиция состояла из масла оливы, лавра, корицы, мирта, аниса и бергамота. Узнать об этом помог сосуд из обожженной глины, который сохранил состав благовония. Искусство создавать флаконы шло рука об руку с парфюмерным мастерством – одно без другого не существовало. Как же менялась «одежда для духов» на протяжении тысячелетий?
Шумерская цивилизация. В письменном памятнике «Эпос о Гильгамеше» описывается жертвоприношение благовонной смеси одному из богов. Ее заключили в гигантский рог быка, опустошавшего окрестности и убитого другом главного героя. «Флакон» декорировали лазуритом, весьма популярным в Месопотамии.
Обыватели пользовались тарой из обожженной глины, но и им был не чужд эстетизм. Она представляла собой фигурки змей, баранов, быков. Сегодня их можно увидеть в Лувре в зале ближневосточных древностей.
Египет. Здесь ароматические композиции помещались в глиняные флаконы в форме пышнотелых женщин, грудей или со схематичным изображением человеческих лиц.
Палестина. Хананеи придумали особый способ обработки костей животных, в которые разливали аромасмесь, а верх заливали силикатной массой. При переворачивании жидкость вытекала каплями.
Древняя Греция, Рим, страны Средиземноморья. Во II веке до нашей эры здесь пользовались сосудами из алебастра грушевидной формы. Их название – алабастра – сохранилось даже после того, как от того материала отошли, и в дело вступили стекольщики. Они стали выдувать тубы (лекифы) и баночки для тягучих масел наподобие современных кремов (арибаллы). Одна из последних сохранилась до наших пор – композиция из трех морских раковин столь изящна, что может соперничать с творениями нынешних люксовых дизайнеров.
Славяне. Упаковывали ароматические композиции в небольшие мешочки из плотных шкур. Чаще их носили в виде украшений на шее или висках.
В начале 17 века у знати появились «парфюмерные ящички» из 20-30 видов духов. Их отправляли на заполнение парфюмерам, и те должны были придумать не только различные аромакомпозиции, но и 2-3 десятка оформления флаконов в едином стиле. Так появилась традиция создавать первые ольфакторные «коллекции».
Затем вошло в моду непрозрачное стекло молочного цвета. Стиль барокко диктовал щедрое оформление эмалью, инкрустациями из драгоценных металлов, детализированный декор. Один из сохранившихся флаконов той поры усыпан рельефными цветами, среди которых расположились Адам и Ева.
Серебряные бутылочки в виде павлинов с хвостами, кошек и собак также не сдавали позиций - ими украшали будуары.
И лишь в начале XIX столетия был совершен окончательный переход на стекло. На острове Мурано в Италии стеклодувы научились делать бриллиантовую огранку, выдувать флаконы в виде статуэток. В сочетании с красным, зеленым, синим стеклом они уподоблялись рубинам, изумрудам, сапфирам.
В 1870 году появилось знаковое изобретение – пульверизатор. Пока он был внешним, с грушей, которая требовала накачивания, но тренд на распыление уже появился.
В начале века с развитием сетей универмагов приходит понимание того, что форма флакона должна быть привязана к содержанию аромата.
Первым парфюмером, проявившим выдающиеся маркетинговые способности, стал Франсуа Коти. Он принял решение разливать духи массового производства в эффектные стеклянные емкости – до этого широкие слои населения могли купить их в аптечных бутылочках.
Для этого он нашел уникального мастера – ювелира-стекольщика, соперника Фаберже - Рене Лалика. Тот придумал технологии литья, а затем патинирования, что удешевило производство. При этом Рене подходит к работе с массовым производством с художественной точки зрения. Так, флакон аромата Misti покрыт рельефом в виде крыльев мотыльков, а расплющенная форма и выгнутое дно заставляли его трепетать при каждом прикосновении, словно бабочка. Традиция привлекать художников по стеклу с подачи Coty разошлась и по другим фирмам.
Следующим эпохальным мастером стал Жюльен Виар, придумавшим плоские грани Chanel № 5, которые актуальны и сегодня. На этом примере он показал идеальную привязку облика духов с лаконизмом, простотой и элегантным стилем дома Шанель.
Парфюм Shalimar, флагман парфюмерного дома Guerlain с 1921 года и до сегодняшнего дня, впервые продемонстрировал традицию делать цветные крышки и играть с формой основания, сужая его.
Сальвадор Дали после 1945 года придумал по просьбе Эльзы Скиапарелли концепт туалетной воды «Король-солнце». Его пластический декор представлял собой диск с расходящимися от него лучами. Отзвуки этого решения сегодня мы можем видеть в эмблеме аромата Dia от Amouge и в крышке Madame de Montespan от нишевого Parfums du Château de Versailles.
Кристиан Диор для своих мягких и элегантных ароматов на «все времена» Diorama и Diorissimo выбирает стиль классических греческих амфор, тем самым разделяя парфюмерное искусство на авангардное и classic. В дальнейшем этот подход продолжило сегментирование духов на традиционные люксовые и селективные, более смелые в дизайнерских решениях.
Учитывая глобальную конкуренцию на рынке и сотни уже воплощенных решений, дизайнерам приходится быть крайне изобретательными, а парфюмерным компаниям отдавать до $100 000 за оригинальную разработку флаконов. В частности, этим объясняется любовь большинства производителей к фланкерам – достаточно небольшой версификации и новый облик «одежды для духов» готов.
Если в XX веке личность и стиль художника задавали облик изделиям, то сегодня это не приветствуется. Важно отразить ценности бренда.
Anna Sui, например, в красочной коллекции Tin House упаковала 4 аромата в кукольные домики с дверцами. Расписные, многоцветные, они необычны – в этом проявляется арт-концепт модельера. Как в одежде она сочетает до 12 разных цветов, так и флакон духов с крышкой в виде карнавальной короны удивляет яркостью.
Мастер-гуру, придавший флакону Vetiver Essence от дома Ferrari сходство с автомобилем рассказывает: «Никакого «Здесь был Тьерри де Башмакофф» в премиальных работах быть не может. Для оформления флакона я взял натуральную кожу – ту, что применяется для отделки салона феррари. Металлическая крышка сделана из того же материала, что и диски, а цвет корпуса – запатентованный колор с капота авто Grigio Silverstone». И такой подход показателен.
Как мы видим, флаконы духов, как и всякое прикладное искусство, отражало ценности своего времени, ставя во главу угла то художественные решения, то маркетинговые. Что будет дальше – покажет время. А пока можно наслаждаться созерцанием прекрасной ушедшей эпохи во многих музеях духов, разбросанным по всему миру.
Сообщения не найдены
Написать отзыв